Святитель Георгий (Конисский Георгий)
Архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель.
В миру Конисский Георгий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода.
Получив хорошее образование в Киево-Могилянской академии, он владел пятью языками, изучил поэтику, философию, богословие, писал стихи на русском, латинском и польском языках. В это время печатается его драма «Воскресение мертвых», которой восхищался даже А.С. Пушкин.
После окончания академии Григорий был оставлен преподавателем на кафедре риторики и философии. Вскоре он принял монашеский постриг с именем Георгий.
К 34 годам инок Георгий уже профессор богословия и ректор академии, а в 35 лет становится архимандритом Киево-Братского монастыря.
В 1755 году архимандрит Георгий возводится в сан епископа Могилевского, в 1783 — архиепископа в единственной на территории тогдашней Беларуси, входившей в состав Речи Посполитой, православной епархии. Он становится членом Святого Синода.
Святитель сразу же становится на защиту православных, притесняемых католиками и униатами. Он пишет донесения в Сенат, возвращает православным отобранные у них храмы, заботится о распространении православного учения. Для этого при архиерейском доме была организована типография, открыт целый ряд братских церковных училищ, создана при Спасском монастыре духовная семинария. Владыка написал прекрасные статьи против корыстолюбия священников, против безверия, распространявшегося французским «просветителем» Вольтером. Он был архипастырем, который горел и светил.

Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве.


«Григорий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории. Он вступил в управление своею епархией, когда Белоруссия находилась ещё под игом панской Польши. Православие было гонимо католическим фанатизмом. Церкви наши стояли пусты или отданы униатам. Миссионеры насильно гнали народ в униатские костелы, ругались над ослушниками, секли их, заключали в темницы, томили голодом, отымали у них детей, дабы воспитывать их в своей вере, уничтожали браки, совершенные по обрядам нашей церкви, ругались над могилами православных».
А.С. Пушкин
Конисский издал много книг. В руко­писях сохранились его великолепные проповеди и речи. В конце XIX века они составили отдельную книгу, вышедшую в свет в Могилеве. Сейчас это очень редкая книга, но некоторые экземпляры доступны в старинных библиотеках.

В XIX веке Конисского также почи­тали как одного из великих ораторов Европы предшествующего столетия. Его называли русским Массильном или русским Боссюэтом, сравнивая с известнейшими ораторами Франции века Просвещения.
Слава Георгия Конисского в XIX веке продолжала расти. В 1862 году в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России» со скульптурами 128 исторических личностей, которые за всю исто­рию Руси, начиная с древнего Киева, привнесли в культуру самый большой вклад. Из всех, кто когда-либо жил и трудился на Могилевщине, в этом па­мятнике представлен только один че­ловек — Георгий Конисский. Его фигура там изображена в ряду просветителей славянских земель, рядом с Дмитрием Ростовским, Тихоном Задонским и Фе­офаном Прокоповичем.